Кузбасс, Кемерово,
17 июня 2013 г.
Хождения после ДТП 888 просмотров
Страховщики ужесточили прессинг и для психологической обработки недовольных клиентов придумали квазидокумент «Соглашение об урегулировании страхового случая».
В Ленинском суде Кемерова рассматривается очередной иск автомобилиста, требующего от страховой компании полной оплаты по полису ОСАГО за ущерб, полученный в дорожно-транспортном происшествии. Если страховщики оценили восстановление иномарки в 42 тысячи рублей, то пострадавший считает, что возмещение ущерба оценивается не менее чем в 86 тысяч рублей.
Страховщики убеждены в справедливости своей оценки, пострадавший предъявляет экспертное заключение от другого, независимого, оценщика. Не найдя понимания, стороны обращаются в суд, где, ознакомившись с материалами, судья назначил новую, уже третью экспертизу поврежденного автомобиля…
Впрочем, этот случай сегодня следует считать особенным среди аналогичных. В данном случае сторонам есть о чем спорить, оценка ущерба автомобилю у сторон разнится всего в два раза. Именно так – всего лишь в два раза, потому что в большинстве исков по ОСАГО кемеровчане успешно доказывают, что страховая компания назначает выплаты пострадавшим в 3-8 раз меньше реального ущерба.
Вот один из примеров. В ноябре прошлого года на проспекте Ленинградском столкнулись легковушки «круз» и «спарк». Виновником ДТП стал водитель второй машины, он застрахован в компании РГС (назовем ее так, взяв первые три попавшиеся буквы). Компания посчитала, что восстановительный ремонт стоит 10732 рубля 11 копеек. Ошеломленный владелец годовалого автомобиля, не виновный в ДТП и рассчитывавший с помощью страховой выплаты вернуть иномарке приличный вид, категорически не согласился. Еще бы, названной выплаты едва хватило бы на китайский бампер «крузу» вместо разорванного родного…
Пострадавший обратился к независимому оценщику, сообщил в страховую компанию день и место проведения экспертизы. Но специалисты РГС на новую экспертизу не пришли. Меж тем ее результат оказался другим, независимый оценщик назвал стоимость восстановительного ремонта: 36877 рублей. Добровольно возмещать расходы потребителя страховая компания не стала. Кемеровчанин обратился в суд, который в итоге взыскал с РГС 26144 рубля недоплаченного ущерба, а также расходы истца на представителя и 4000 рублей на экспертизу. Кроме того, в соответствии с законом о защите прав потребителей в пользу пострадавшего с компании взыскан штраф в размере 50 процентов от суммы ущерба.
Подобьем итоговые цифры. Страховая компания предлагала пострадавшему 10700 рублей, но в итоге расходы РГС составили 70 тысяч рублей. Достаточно суровое наказание, но станет ли это уроком для компании или других страховщиков?Спешу сказать, что уроки уже давно извлечены. Не совсем те, что ждет обыватель, который мечтает о том, как страховые компании будут удовлетворять его претензии в полном объеме. Отнюдь. Страховщики ужесточили прессинг, для психологической обработки недовольных клиентов придумали квазидокумент «Соглашение об урегулировании страхового случая». По сути это расписка клиента в том, что он получает назначенную ему сумму и претензий не имеет. Расписка подсовывается под руку в тот момент, когда кемеровчанин узнает о ничтожности суммы и пребывает в шоке. Ему нужно немедленно сообразить: брать эту сумму и расписываться или скандалить, попробовать поискать справедливости? Большинство берет «шерсти клок» и уходит.
Как говорят юристы, данная расписка, подписанная клиентом под давлением обстоятельств (без расписки и немного денег не дадут), не помеха для последующего обращения в суд. Но большинство людей этого не знают. Не у всех хватает настырности, терпения, времени, чтобы ввязаться в судебную тяжбу на 2-6 месяцев. Можно предположить, что, благодаря экономии затрат на смирившемся большинстве, страховые компании спокойно переживают судебные проигрыши меньшинству водителей. Большой плюс перебивает малый минус в доходах. Иначе чем объяснить, что в пяти судебных заседаниях, где я сидел в сторонке, наблюдая за драмами по ОСАГО, ни в одном не видел юриста страховой компании? Они присылают письмецо, дескать, рассматривайте в наше отсутствие.
В общем, их понять можно: зачем страховщикам тратить время в суде, если их дело абсолютно проигрышное? Оговорюсь, что знакомился я только со спорами по восстановлению «железа». В отношении побитых авто у отечественных компаний железная позиция – платить минимум и меньше. Тому доказательством подробности еще одной истории.
Дело было после обеда, возле Новокемеровской ТЭЦ столкнулись два «КамАЗа». Грузовик въехал в подъемный кран. Пустячок, но неприятно. Страховая компания определяет восстановление ущерба в 4537 рублей 36 копеек. Собственник подъемного крана бледнеет от возмущения и заказывает экспертизу в ООО «Независимая Профессиональная Оценка», где выдают результат в 40726 рублей 79 копеек. Согласитесь, 9-кратная разница потрясает… Полюбовно страховая платить не захотела, потому происходит справедливый суд, где иск автовладельца полностью удовлетворен, в том числе РГС обязана оплатить ему расходы на проведение экспертизы и на услуги адвоката. Получается суд с прибылью – автовладелец компенсирует все расходы и еще получает штраф со страховой компании.
Но почему раз за разом остаются безнаказанными оценщики, которые по заказу страховой компании составляют смету восстановительного ремонта с издевательски мизерными суммами? Лицензирования у них нынче нет, но все оценщики входят в СРО (саморегулируемая организация), все обязаны руководствоваться некими стандартами оценки, которые разработаны, признаны сообществом и утверждены. Почему оценки у кемеровских фирм разнятся в 2-9 раз?
Олег Аверьянов из оценочной фирмы ООО «Бизнес» занимается защитой прав автовладельцев много лет: «К нам приходят загнанные люди, которые видят несправедливость, но не знают, как этому противостоять. Формально оценку ущерба после ДТП для страховой компании делают также независимые оценщики. Но в итоге их заключения выгодны только страховой компании. Разница в сумме получается по ряду причин. Например, берется заниженная стоимость нормо-часа восстановительных работ. В некой ремонтной компании эта стоимость в 2-3 раза ниже, чем на СТО автодилера. Считая стоимость запчастей на замену, можно включить в отчет цены на дубликаты. Например, оригинальный датчик кислорода на «Форд» стоит 13 тысяч рублей, а дубликат – 1500 рублей. Поэтому нельзя сдаваться, как правило, автовладельцы выигрывают или на стадии досудебного разбирательства, или в суде. И зачастую представители страховщиков в суд не ходят, они понимают, что проиграют…»
Руководитель другой кемеровской экспертной организации Дмитрий Апалев говорит, что механизм наказания недобросовестных оценщиков существует, но не используется. Саморегулируемое общество в принципе не заинтересовано ликвидировать своего члена, чем больше оценщиков – тем больше ежемесячных взносов. В то же время Дмитрий Геннадьевич считает, что проблема катастрофической разницы в оценках ущерба может быть решена. Если в судебном порядке возможно было бы исключать оценщика из состава членов СРО без волеизъявления руководства СРО. Для этого нужны значительные изменения федерального законодательства, которые вряд и возможны. Другой вариант, что страховые компании начнут взыскивать ущерб с оценщиков, по чьей вине компания понесла убытки – маловероятен. Самый перспективный вариант, если бы суды начали бы оценивать временные и моральные затраты «потерпевших от страховых» соразмерно их походам в суд, а не как сейчас – максимум 5000 рублей за моральный ущерб и услуги представителя…
Попытавшись получить комментарий страховой компании, я получил предложение вступить с ней в переписку. Кому это интересно? Вот вам переписка, пишите отклики… В принципе за всех страховщиков в прессе предельно откровенно высказывается президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин. Он не скрывает раздражения «автоюристами», которые по всем городам России научились побеждать сомнительный альянс страховщиков и оценщиков, занижающих суммы понесенного автовладельцами ущерба.
Что любопытно, российские суды только с прошлого года стали применять закон «О защите прав потребителей» к тем страховщикам, кто не платит как следует. Напомним, что в этом случае истец не платит госпошлину, а также имеет право на получение с ответчика еще и штрафа в размере 50 процентов от суммы оспариваемого ущерба. К сожалению, судебная практика не очень-то обобщается и даже не во всех судах Кузбасса этот закон применяется…
Недовольство страховщиков растет, поскольку Госдума решительно идет к тому, чтобы кардинально повысить суммы выплат ущерба. При этом депутаты не видят необходимости повышать тарифы ОСАГО. Главный финансист страны Эльвира Набиуллина твердо говорит, что тарифа и так хватает!
Страховщики не согласны, но им не очень веришь, поскольку они не торопились тщательней работать по ОСАГО. Сотни тысяч автовладельцев, совершив аварию, в следующий раз оформляли полис в другой компании без повышающего коэффициента. Потому что страховщики никак не могли создать единую базу нарушителей. ОСАГО до сих пор не было наказанием для плохих водителей. Просто удивляет, что страховщики 9 лет легко теряли свои законные доходы. Значит, хватало того, что само плыло в руки?
На своих совещаниях страховщики говорят о необходимости разработки единой методики расчета размера ущерба по ОСАГО. Действительно, будь эта методика – не было бы этого массового противостояния в судах. Штрафовали бы только тех, кто нарушает сроки выплат. А что не разработали до сих пор? Значит, молодцы депутаты, обещающие прессинг. Впрочем, лишь бы не переборщили, как в Прибалтике, где местные страховые фирмы пропали, уступив рынок иностранцам.
Ну, от кузбассовцев тут ничего не зависит. Пока ситуация такова, какая она есть, и если вас, безаварийного водителя, добросовестно оформляющего полис ОСАГО уже почти 10 лет, обидели (унизили, оскорбили) незначительной суммой оценки ущерба вашего автомобиля, смело шагайте в суд. Даже если вы поклялись в РГС, СРК или другой компании распиской, что претензий иметь не будете. Так называемых «автоюристов» в каждом городе предостаточно, они набили руку и защитят ваши права. Тем более что срок исковой давности по недостаточному возмещению ущерба по ОСАГО – три года.
Да еще какая радость нечастая – без вины наказанному найти справедливость.
Дмитрий САГАРА
Вся пресса за 17 июня 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Выплаты, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 декабря 2024 г.
|
|
Finversia.ru, 26 декабря 2024 г.
Автоюристы vs страхование
|
|
Банковское обозрение, 26 декабря 2024 г.
АСВ гарантирует сохранность средств по договорам страхования жизни
|
|
ТАСС, 26 декабря 2024 г.
В РФ создадут систему защиты прав страхующих свою жизнь
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 26 декабря 2024 г.
Штраф в пользу потребителя стимулирует бизнес к исполнению обязательств — КС
|
|
ТАСС, 26 декабря 2024 г.
Конкретизировано взыскание штрафа со страховщика за неисполнение требований
|
|
Frank Media, 26 декабря 2024 г.
ЦБ привел пример лучших практик при разработке программ ДСЖ
|
|
Интерфакс, 26 декабря 2024 г.
В новых регионах договоры страхования могут оформить три десятка страховщиков
|
|
ПРАЙМ, 26 декабря 2024 г.
Минфин оценил продажи полисов ОСАГО в новых регионах
|
|
ТАСС, 26 декабря 2024 г.
В Донбассе и Новороссии с января заработают обязательные виды страхования
|
|
ТАСС, 26 декабря 2024 г.
В РФ усилят контроль за работой страховых медицинских организаций
|
|
ТАСС, 26 декабря 2024 г.
В РФ создадут систему защиты прав страхующих свою жизнь
|
|
ПРАЙМ, 26 декабря 2024 г.
Минфин рассказал об обязательных видах страхования в новых регионах
|
|
Коммерсантъ онлайн, 26 декабря 2024 г.
Балицкий напомнил об обязательном ОСАГО для водителей Запорожской области
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 26 декабря 2024 г.
Водителю стало плохо за рулем - работает ли в такой ситуации страховка в случае ДТП
|
|
Новости транспорта, 26 декабря 2024 г.
Haval Jolion выбился в лидеры по числу оформленных полисов КАСКО с начала года
|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 26 декабря 2024 г.
Задержан еще один организатор инсценировок ДТП в Кургане
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 декабря 2024 г.
Руководители Swiss Re описывают проблемы отрасли и факторы роста в 2025 году
|
 Остальные материалы за 26 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|